Умная толпа, или Что такое флэшмоб

Умная толпа, или Что такое флэшмоб

Человек так устроен, что ему всегда хочется чего-то новенького: новую машину, новую книгу, хочется посмотреть новое ток-шоу или попробовать новую шоколадку. Наша тяга к новизне растет не по дням, а по часам. И вот когда все новинки становятся уже старыми, человек «включает» мозг и начинает сам придумывать себе развлечения.

Не так давно на смену обыкновенным компьютерным играм пришел Интернет, который предоставил огромный поток информации всем, кто имеет возможность выхода в него. По прошествии некоторого времени люди хорошо научились добывать информацию в Интернете и перешли на общение во всевозможных чатах (болталках) и на форумах. Ну, а на форуме можно говорить все прямо и на любые темы, ведь все равно в Интернете у тебя другое имя (так называемый «Ник»), у тебя всего один адрес (адрес электронной почты или собственного сайта), и опасность быть узнанным практически отсутствует. Вот тут-то и зарождаются самые странные идеи. И хоть точно не ясно, откуда взялся этот самый флэшмоб, но ныне он поселился именно в сети и теперь там живет и процветает.

Что же такое флэшмоб? Переводится он как «вспышка толпы». Это технология, которая позволяет любому количеству людей, договорившись посредством Интернета, синхронно совершать заранее согласованные действия. Непосредственно на самих форумах и специальных сайтах появляются сценарии, в которых четко написано что, где и когда. Любой обитатель сети может ознакомиться с данным сценарием и принять участие в предлагаемом мобе. Вот, кстати, на одном из таких сайтов (www.fmob.ru) дано определение флэш-моба с другой позиции: «Это экстримальное развлечение молодежи. Мы ломаем… стереотипы и скуку толпы. Договорившись на этом сайте, мы внезапно появляемся в местах скопления народа и выполняем наши сценарии. Удивляем, озадачиваем, пугаем, восхищаем и исчезаем — до новых встреч!». Удивить! Именно так вкратце можно определить сущность флэш-моба для большинства людей. Удивить ту часть народа, которая наблюдает подобную акцию. Такие вот развлечения.

С чего все началось? Вообще этот вопрос окутан тайной, и никто точно не знает на него ответ. По одной из версий, на мой взгляд, самой правдивой, в 2002 году автор «Виртуального сообщества» Говард Рэйнгольд опубликовал свою книгу, которая называлась «Умная толпа: новая социальная революция». Под впечатлением от ее прочтения программист из Сан-франциско Робу Зазуэта выложил на сайт идею организовать толпу в людном месте с целью произвести абсурдные с точки зрения простого обывателя современного мегаполиса действия. Идея приобрела реальные черты, и уже в июне 2003 года в Нью-Йорке около 150 человек одновременно вошли в мебельный отдел магазина и попросили «любовный ковер» за 10 тысяч долларов для «пригородной коммуны». В Риме 300 человек вошли в книжный магазин и дружно попросили несуществующую книжку. В Берлине толпа собралась рядом с американским посольством. Все одновременно откупорили бутылки с шампанским и на протяжении трех минут в унисон выпивали «За Наташу!». В Денвере толпа в 400 человек рассредоточилась по нескольким этажам здания. «Пинг!» — кричали стоявшие внизу. «Понг» — отвечали им сверху. В Одессе примерно 50 человек в черном постояли минуту молчания и возложили по два цветка к ногам резинового клоуна при входе в «Макдональдс».

Умная толпа впереди планеты всей. Движение получило огромную популярность и теперь завоевывает все новые и новые пространства. Эти странные люди появляются ниоткуда — топают ногами, пускают шарики, громко кашляют и т.д. И исчезают они так же внезапно, как и появились. Вы только представьте себе, всего лишь год назад о флэш-мобе знали только в Нью-Йорке, а теперь этим «болеет» весь мир. И идентичные действия в одно и то же время могут происходить одновременно в нескольких городах страны или даже на разных континентах. Это все тот самый интернет. И не мудрено, если через пару месяцев во флэш-мобе будут участвовать все страны мира одновременно.

Сургут тоже потихоньку сходит с ума. В канун празднования нового года на сургутском форуме появилось предложение о проведении флэш-моба. Это было уже не первое, а точнее второе предложение организовать подобную акцию. Первый раз план провалился из-за проливного дождя. Второй, то есть новогодний моб, тоже не удался, просто-напросто народ не пришел. Однако, даже то, что эта тема обсуждалась, уже говорит о желании и готовности к подобного рода действиям. И вот первый флэшмоб прошел в начале весны сего года. Порядка десяти молодых людей собрались возле фонтана в гипермаркете «Богатырь», по сигналу достали бананы и приступили к их поглощению. После чего все участники акции выстроились в очередь к мусорному баку для того, чтобы выбросить кожурки, причем, каждый последующий участник, перед тем, как выбросить, спрашивал разрешение на выброс у предыдущего. Так и прошел в Сургуте первый флэшмоб.

Во второй акции участвовало около 30 человек. Все они выстроились вдоль агентства воздушных сообщений на улице Ленина со смешными и где-то даже глуповатыми объявлениями. Ну, например: «Опытный проктолог быстро определит, откуда у вас руки растут» или «Куплю слона. Дорого» и т.д. Так вот постояли несколько минут и спокойно разошлись. Причем, во время моба запрещено контактировать с «коллегами» и простыми прохожими, а тем более с журналистами. Кстати, у нас прошел один «мировой» моб, то есть в сети был выложен сценарий моба, в котором участвовать могли все желающие. Текст был переведен на несколько языков и так же было рассчитано время для каждой страны и часового пояса. Суть моба заключалась в том, что все участники в определенное время должны были «хором» открыть зонтики и постоять с ними несколько минут. У нас моб проходил первого мая на улице Ленина. Да, забыл упомянуть, дождя в тот день не было…

Ну вот, теперь вы хоть немного представляете, что такое флэшмоб и какими способами развлекаются ваши дети и внуки. Если хотите получить более точную информацию или просто поучаствовать, то милости просим в Интернет. И еще, флэш-моб — это довольно-таки парадоксальная вещь: ведь для одних людей он всего лишь развлечение, а для других — выход в другой мир. Сейчас все поясню. К первой категории людей относится та масса, которая заходит в Интернет для поиска развлечений. И они их находят в тех же самых флэш-мобах, после которых еще долго общаются, обзаводятся новыми друзьями и т.д. Вторая категория отличается тем, что «живет» в сети, то есть проводят в Интернете больше времени, чем в реальной жизни. Такие люди не особо любят толпу и суматоху, им интересней заводить виртуальнах друзей и отовариваться в интернет-магазинах, нежели в обычных. Для них флэш моб — это не что иное, как выход в реальность. Им нравится сам процесс моба, а не то, что после него, они пытаются прочувствовать каждую секунду и насладиться каждым моментом действия. Кто-то скажет, что вторые составляют ничтожный процент от всего населения того же Сургута, но я вас уверяю, что этот процент не такой уж и маленький. Еще неизвестно, кого больше.

Вопросы о флэшмобе уходят далеко в социологию, философию и где-то даже политику. Ну а для нас это всего лишь новое развлечение, которое абсолютно не имеет отрицательных последствий, зато дает «море» положительных эмоций и странное чувство удовлетворенности.

Значение некоторых терминов флешмоба

Значение некоторых терминов флешмоба

Во-первых флэшмоб появился достаточно недавно. На сайтах флэшмоберов можно прочитать о том, что житель Нью-Йорка Билл, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина «Macy’s» и попросили «любовный ковер» для «пригородной коммуны» ценой в $10 000. Телевидение в свое время достаточно подробно осветило эту акцию и именно ее принято считать первым флэшмобом.

Во-вторых, далеко не все считают флэшмоб новым явлением. Задолго до флэшмоба были очень схожие с ним явления, обозначаемые не менее экзотическими для русского уха словами «хэппенинг» и «перформанс». Между явлениями действительно много общего.

Хэппенинг — разновидность акционизма 1960-х, 1970-х годов. Акция хэппенинга представляет собой бесфабульное театрализованное действие:
— развивающееся без заранее запрограммированного сценария; и
— рассчитанное на спонтанные акции исполнителей и на активное соучастие зрительской аудитории. (англ. happening – происходящее) (Словарь по общественным наукам.)

Перфоманс (англ. performance — букв. — представление) — вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. (БЭС)

Дословно с английского (flashmob), флэшмоб переводится как «вспышка толпы» или «мгновенная толпа». Интересным кажется тот факт, что английское «mob» (сборище, толпа) с немецкого переводится как: чернь, сброд, подонки. У меня в подсознании это вызывает словосочетание «сборище подонков», что объясняется скорее всего тем, что что меня явление флэшмоба всерьез заинтересовало после ошеломляющей популярности известного коллажа «Превед!». (Как раз тот случай, когда так называемая «падонкофская» лексика, которая долгое время оставалась вещью в себе, выплеснулась вдруг не только за рамки своего круга, но и за рамки сети Интернет.)

Сегодня формат флэшмоба вовсю пытаются использовать специалисты в области маркетинга, рекламы, всевозможных пиар- и полит-технологий, и вполне вероятно, спецслужб. И это, кстати, третья причина, по которой информации о таком интересном явлении, как флэшмоб, не так много. Дело в том, что все перечисленные категории специалистов, интересующихся этим явлением, по понятным причинам не афишируют свой интерес и уж тем более свои изыскания в этой области.

Рекламные акции с использованием элементов флэшмоба стали сегодня обычным явлением. Правда, участниками таких акций, часто являются не добровольцы, а промо-персонал и не часто подобные действа становятся действительно массовыми. Это говорит о том, что явление на сегодняшний день изучено еще не достаточно хорошо.

Флэшмоб — что это?

Флэшмоб - что это?

Флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Смартмоб является разновидностью флэшмоба. Сбор участников флэшмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет)

Основные принципы флэшмоба:

1. Спонтанность в широком смысле;
2. Отсутствие централизованного руководства, избранного командира;
3. Отсутствие каких-либо политических, финансовых или рекламных целей (должно быть чёткое понимание того, что аполитичность, в данном контексте, утопическое понятие);
4. Деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;
5. Отказ от освещения флешмоба в СМИ.

Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.

по материалам Wiki